Водитель и автомобиль и совокупности представляют собой биотехническую систему, в управлении которой ведущую роль играет биологический элемент - человек. Автомобиль - технический элемент биотехнической системы - позволяет лишь человеку двигаться быстрее, захватив с собой больше груза.

Вот почему эффективность и безопасность процесса управления автомобилем в подавляющей степени определяются способностью водителя воспринимать и перерабатывать информацию, принимать правильные решения и своевременно их реализовывать, манипулируя средствами управления в кабине автомобиля.

Но всегда ли человек в одинаковой степени способен управлять автомобилем? Оказывается, не всегда.

Основные психофизиологические характеристики, определяющие способность водителя к управлению автомобилем, - внимание, восприятие, мышление, время реакции, мышечная сила не в состоянии держаться на одном уровне в течение длительного времени. Они подвержены периодическим подъемам и спадам, которые получили название биологических ритмов или, короче, биоритмов.

Биоритмология — молодая наука, исследующая биоритмы, в настоящее время указы¬вает на существование у человека более 100 различных видов периодических изменений психофизиологических характеристик. Периоды биоритмов колеблются в широких пределах от долей секунды до десятков лет и касаются самых различных проявлений жизни человека — от ритмов дыхания и сердечной деятельности до многолетних ритмов творческой активности.

Какие же ритмы организма больше всего действуют на людей? Здесь можно назвать ритмы годовые, месячные и суточные.

Годовые ритмы связаны с сезонами года. Осенью и зимой многие переживают спад в работе организма. Он плохо усваивает кальций и фосфор, и их недостаток сказывается на работе нервной системы и головного мозга. В первую очередь, это относятся к людям с повышенной эмоциональностью. Они чувствуют себя вялыми, у них растут нервность и раздражительность.

Месячный биоритм связан с прекрасной половиной человечества. Это так называемый лунный цикл у женщин: у большинства 28 дней, лунный месяц, у других - чуть длиннее или короче. Перед лунными днями многие женщины быстрее устают, больше раздражаются, легче впадают в тягостные настроения. В эти дни женскому организму не хватает нужных ему гормонов и чем эмоциональнее женщина, чем неустойчивее ее нервная система, тем больше выводят ее из равновесия эти нехватки.

В такие дни женщинам лучше не садиться за руль, а уж если приходится куда-то ехать, то надо быть осторожнее.

И, наконец, суточные биоритмы, которым подвержены все люди. Наиболее яркое их проявление — это сон и бодрствование. Однако и во время бодрствования активность человека неодинакова.

Попробуем рассмотреть вопросы управлений автомобилем через призму достижений биоритмологии. Знание некоторых биоритмов и их учет в водительской практике, несомненно, помогут как молодым, так и опытным водителям наилучшим образом организовать процесс управления автомобилем во времени. Для этого рассмотрим наиболее важный - суточный биоритм изменения психофизиологических характеристик.

Суточный (циркадный) биоритм - это периодическое изменение ряда психофизиологических характеристик человека в течение суток.

Большинство водителей могут наблюдать суточный биоритм на изменении своего собственного состояния. Заметьте, что в определенные часы суток вдруг возникает ощущение некоторой расслабленности, сонливости, вялости. В эти часы труднее дается решение привычных задач управления автомобилем, больших усилий требует манипулирование органами управления. Потом это проходит и вновь возвращается ясность мысли, бодрость и мышечная сила. Все это проявления суточного биоритма, который отражает сложнейшие процессы, происходящие на уровне отдельных органов и систем человека.

Экспериментально установлено, что, например, работоспособность органов кровообращения 2 раза в сутки, примерно в 13 и 21 ч, резко снижается. Число сердечных сокращений постигает максимума к 18 ч. В это же время максимальны показатели кровяного давления. Минимальное число сердечных сокращений приходится примерно на 4 ч утра, кровяное давление достигает минимума к 9 ч утра.

Температура тела человека максимальна примерно к 18 ч, а минимум ее приходится на интервал между 1 ч ночи и 5 ч утра.

Внутриглазное давление, влияющее на работу важнейшего для водителя зрительного анализатора, также имеет суточную периодичность. Утром оно максимально, а к вечеру достигает своего минимума.

Практически все органы и системы человека имеют суточную периодичность работоспособности, что, естественно, сказывается и на работоспособности организма в целом. Экспериментально исследуя суточную периодику работоспособности на большом числе людей, биологи установили среднестатистическую кривую изменения работоспособности в течение суток. Эта кривая имеет два максимума и два минимума. Первый подъем работоспособности наблюдается с 3 ч ночи до 10 ч утра. После достижения первого максимума начинается постепенный спад работоспособности и первый минимум, который приходится на интервал времени примерно с 14 до 15 ч. Затем работоспособность вновь начинает возрастать и достигает второго максимума примерно к 18 ч. Второй минимум наблюдается в интервале между 2 и 3 ч ночи. Затем весь цикл повторяется сначала.

Исследования показали, что число дорожно-транспортных происшествий, отнесенное к интенсивности транспортных и пешеходных потоков, возрастает примерно в те же часы, когда наблюдается спад среднестатистической кривой работоспособности человека.

Для дорожного движения в целом это справедливо. Но для конкретного водителя среднестатистическая кривая дает не больше информации при управлении автомобилем, чем средняя температура больных в больнице лечащему врачу при постановке диагноза.

Каждый человек обладает индивидуальным суточным биоритмом. По исследованиям немецкого физиолога Р. Хамппа, примерно 1/6 часть людей относится к утреннему биоритмическому типу („жаворонки"), 1/3 - к вечернему типу („совы"), а оставшаяся половина людей не имеет ярко выраженного биоритмического типа. Их называют „аритмиками".

„Жаворонки" просыпаются легко и рано. На первую Половику дня у них приходится максимум работоспособности. В это время они отлично видят и различают цвета, лучше слышат, чувствуют себя бодрыми и сильными. Примерно к 21-22 ч „жаворонки" начинают резко сдавать, их тянет в сон, увеличивается время реакции, рассеивается внимание, ухудшается восприятие. Понятно, что самые опасные часы для „жаворонков” приходятся на поздний вечер и начало ночи. Вот почему водителям утреннего типа следует учитывать свои психофизиологические особенности и исключать длительные ночные поездки.

В противоположность „жаворонкам" „совы" просыпаются трудно, не чувствуя большого прилива сил и бодрости. Период „утренней раскачки" для них мучителен. Утром они часто неразговорчивы, раздражительны. Мышцы расслаблены, ухудшена координация движений, реакция замедлена. В течение дня „совы" постепенно „разогреваются" и примерно к 21-22 ч входят в период своей наилучшей работоспособности. Ясно, что водителям вечернего типа утром необходимо настраивать себя на максимальную профессиональную готовность. Вечерние поездки для них предпочтительнее с точки зрения безопасности дорожного движения.

Что касается „аритмиков", то у них может быть „двугорбый" суточный биоритм работоспособности, т.е. более сложный закон суточного изменения психофизиологических характеристик.

Для чего же водителю знать свой биоритмический тип? Ведь чаще всего необходимость заставляет садиться за руль независимо от того, благоприятен ваш час или нет. Знание своего суточного биоритма подскажет водителю, как лучше, с точки зрения безопасности, организовать сбой суточный режим труда и отдыха. Прислушиваясь к изме¬нению своего состояния согласно суточному биоритму, водитель может более грамотно определить режим движения своего автомобиля и выбрать тот маршрут движения, который ему в данное время по силам.

В периоды снижения работоспособности не стоит рисковать и увлекаться скоростью. Эти часы лучше использовать для отдыха и приема пищи. Но если обстоятельства требуют от вас максимальной отдачи именно в неблагоприятный час, знание биоритма поможет вам сознательно и во время включить волевой механизм, который может полностью компенсировать временное снижение работоспособности. Однако следует отметить, что увлекаться волевой компенсацией естественных биоритмических процессов, присущих вашему организму, не стоит. Прирост эффективности в управлении автомобилем здесь невелик, а риск получить нервное расстройство, сердечно-сосудистое заболевание или сильное переутомление.

Установить, кто вы — "жаворонок" или "сова", выявить свой биоритмический тип, пользуясь описанными выше признаками, довольно просто. Однако, если вы хотите точно знать часы своей наивысшей производительности, а также те часы, вождение в которых для вас наиболее опасно, то тут уже требуется более точный инструмент. Для этого существует большое число методик. Они делятся на аппаратурные и тестовые. Первые сводятся к периодическому замеру психофизиологических характеристик человека в течение суток при помощи различных инструментов и приборов (термометров, силомеров, стендов для измерения времени реакции и т.д.). Вторые предполагают периодическое тестирование человека в течение суток с помощью бланковых тестов.

Проведя подобное самоисследование (или обратившись к психологу), вы узнаете наиболее и наименее благоприятные для вас часы суток и с учетом этой информации сможете более рационально организовать свой труд за рулем автомобиля.

Вернуться к статьям

Позвоните нам и получите бесплатную консультацию!
 
3

Позвоните и успейте записаться на самых выгодных условиях сегодня! !
(495) 122-00-15


Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности

Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».


Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России

НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.


Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России

Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.

Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» - залог качественного и безопасного обучения вождению!


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:

Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.